ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА. ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
4.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Под эффективностью производства воздушного транспорта понимается производственное отношение по поводу полного и своевременного удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства в воздушных перевозках и других видах авиационного обслуживания при минимальных затратах ресурсов.
При разработке показателей эффективности производства воздушного транспорта необходимо строго руководствоваться сформулированными в первой главе принципами системного подхода и максимально использовать применяемые в практике планирования и анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий показатели эффективности. Только на основе комплексного учета этих принципов может быть построена научно обоснованная и. практически реализуемая система показателей эффективности производства воздушного транспорта.
В настоящее время в теории и практике оценки эффективности воздушного транспорта используется большой набор показателей, среди которых [29] показатели: эффективности использования труда; повышения эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений; повышения эффективности использования материальных ресурсов; обобщающие.
Показатели экономической эффективности использования труда оценивают роль живого труда в повышении эффективности производства. К основным из них относятся:
темпы роста производительности труда, определяемые как отношение уровня производительности труда для планируемого года к уровню базисного года. При планировании эффективности темпы роста производительности труда связывают с ростом фондовооруженности труда;
доля прироста продукции (доходов) за счет повышения производительности труда, представляющая собой разность между общим приростом продукции и приростом, обусловленным увеличением численности работающих;
экономия живого труда, рассчитываемая как разность между среднегодовой численностью работников производственного персо-
нала, определяемой по производительности труда базисного года, и предусматриваемой в плане.
Показатели эффективности использования ос — нов ны ^фондов, оборотных средств и капитальных вложений оценивают роль овеществленного (прошлого) труда в повышении эффективности производства. К основным из них относятся:
фондоотдача — главнейший показатель, характеризующий использование основных производственных фондов, определяется как количество транспортной продукции в условных тонно-километрах на один рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Косвенным показателем фондоотдачи является годовой налет часов на списочный самолет;
оборачиваемость оборотных средств, определяемая количеством условных тонно-километров (или доходов) на один рубль среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств; ускорение оборачиваемости оборотных средств достигается за счет сокращения норм запасов, улучшения материально-технического снабжения, ликвидации сверхнормативных остатков сырья, материалов, незавершенного производства и т. д.;
отношение прироста прибыли к приросту капитальных вложений. Он служит для выявления объектов первоочередного финансирования и обеспечения развития производства с минимальными затратами. Для этих же целей применяется и другой показатель— удельные капитальные вложения, т. е. капитальные вложения, приходящиеся на один условный тонно-километр прироста транспортной продукции;
срок окупаемости капитальных вложений, определяемый как отношение капитальных вложений к сумме прироста прибыли, полученного за счет этих вложений. Этот показатель в наиболее общем-виде характеризует эффективность капитальных вложений. Современное производство непрерывно усложняется, соответственно усложняются производственные объекты, а их строительство удлиняется. До тех пор пока производственные объекты не введены в строй, вложенные в них средства временно омертвлены. Сокращение сроков строительства достигается за счет внедрения прогрессивных технологических приемов, использования результатов научно-технического прогресса, развертывания социалистического соревнования, творческой активности строителей при активной по — •мощи заказчика.
Показатели экономической эффективности использования материальных ресурсов характеризуют уровень хозяйственной деятельности предприятия, совершенство системы технических, организационных и воспитательных мер, направленных на достижение наилучших результатов с минимальными затратами. Режим экономии касается всех видов материальных ресурсов; он требует бережного отношения к социалистической собственности, устранения непроизводственных затрат и потерь, совершенствования системы нормирования и учета расхода топли-
ва, материалов, энергии, а также запасов материально-техничес — ких ценностей. Особо острой остается проблема экономии авиационного топлива.
Основными показателями эффективности использования материальных ресурсов являются:
уровень материальных затрат на единицу транспортной продукции;
относительная экономия основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Обобщающие показатели эффективности производства на предприятиях и в объединениях включают в себя:
темпы роста производства, определяемые по конечным резуль — татам деятельности, т. е. по грузо-пассажирообороту и объему работ ПАНХ. Высокие темпы роста производства обеспечиваются за счет интенсификации производства на базе широкого использова — ния результатов научно-технического прогресса, возрастающих темпов роста производительности труда и улучшения использования материальных ресурсов;
сумму доходов, приходящихся на один рубль затрат, и затраты на единицу транспортной продукции, определяемые в соответствии со статьями калькуляции себестоимости приведенных тонно-километра и часа налета;
приведенные затраты, являющиеся суммой себестоимости продукции и соизмеренных с нею капитальных вложений;
народнохозяйственные издержки, представляющие собой сумму себестоимости перевозок, денежной оценки скорости доставки пассажиров и грузов и соизмеренных с себестоимостью удельных капитальных вложений;
общую рентабельность, определяемую как отношение суммарной балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Математические модели и методы расчета перечисленных показателей излагаются в работах [28, 29, 32] и др. Их особенность заключается в том, что они характеризуют лишь экономическую эф: фективность производства, не в полной мере отражают главные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятий, слабо нацелены на достижение конечных результатов производства. Эти показатели трудно использовать для управления эффективностью. Более общий подход к построению математических моделей обобщенных и комплексных показателей основан на системном анализе, в соответствии с которым модель эффективности системы отражает, с одной стороны, целевой аспект (целевую эффективность), а с другой — затраты ресурсов, связанных с удовлетворением поставленной цели (экономическая эффективность).
Для технических систем целевая эффективность характеризуется производительностью и (или) надежностью системы, т. Є.-1ИЦ <= <=ЦМ/Я). Производственные системы по своей природе являются социально-экономическими. Их эффективность предполагает динамично происходящий процесс улучшения использования произвол-
ственных ресурсов и получение за счет этого наибольшего социального и экономического эффекта. Математически эти требования можно выразить с помощью следующей системы уравнений:
^ Фкр = Фсп> 3Kp = 3min, (4.1)
где QKР —конечный результат производства воздушного транспорта; Qc„ — спрос на воздушные перевозка (потребности населения и народного хозяйства в воздушных перевозках); Зкр затраты ресурсов на получение конечного результата QKp; Зтin — минимальные необходимые затраты на полное и своевременное удовлетворение спроса Qcn.
Смысл управления эффективностью производства воздушного транспорта состоит в планировании и реализации такого комплекса технических, технологических, организационных, экономических, социальных, идеологических мероприятий, который обеспечит выполнение системы уравнений (4.1). Нарушение этой системы связано с потерями и неоптимальным использованием ресурсов,
Чтобы реализовать требования (4.1) в виде модели типа (1.17), необходимо установить математические отношения между целевой функцией модели и переменными системы уравнений. Целевая функция (критерий эффективности)
IV7 Ф (Q.:; , Осп, Зкр, Зш1п).’ (4.2)
При этом задача построения модели эффективности произвол-. ства воздушного транспорта сводится к определению вида оператора Ф. При построении модели необходимо выполнение следующего уелрвия:
0 < ИД < 1, — (4.3)
где W=. 1 соответствует полному удовлетворению требований (4.1), a W=0 — нарушению этих требований.
В соответствии с принятым определением эффективности производства воздушного транспорта общий эффект производства представляет собой пересечение социального и экономического эффектов. Под социальным эффектом понимается удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в воздушных перевозках, а под экономическим — совокупная экономия живого и прошлого труда при достижении социального эффекта. Математически это положение можно представить как
A=A-! П-І2, (4.4)
где А, Аи Аг — общий, социальный и экономический эффекты производства воздушного транспорта.
Поскольку эффекты А, Ах и Л2 представляют собой случайные события, можно записать
Р(А)^Р(А1)Р(А2/А1), (4.5)
где Р(А)—вероятность получения общего эффекта производства воздушного транспорта; F(Ai) —вероятность получения социального эффекта производства воздушного транспорта; Р(Д2/Дд)—вероятность получения экономического эффекта производства воздушного транспорта при условии обязательного получения социального.
Среди всех возможных математических моделей вероятности события для рассматриваемой задачи наиболее подходящей явля-
стся экспоненциальная модель. Она не менее обоснована, чем любая другая, и к тому же позволяет получить простую итоговую зависимость. Экспоненциальные модели Р(Аі) и Р(Л2Мі) могут быть представлены как
р (Ді) = 1 _ e“<?KP/Qcn И Р (Д2/Л1) = 1 — e_3mln/^P, или приближенно
Р (ДО .-= Qkp/Qcii И Р(Л2/Д1) = М. (4.6)
^Kp пкр vcn
Величины 3rain и Зсп определяются следующими равенствами:
3rain = ^minQcn! 3Kp = SKpQKp, (4-7)
где Smin — минимальная необходимая себестоимость единицы Qcn; SKp — фактическая себестоимость единицы конечного результата QKp.
С учетом (4.6) и (4.7) из выражения (4.5) следует
Р (Л) == (Qicp/Qcii) (‘^т1п/’^кр)> (4-8)
Введя обозначения:
= Qkp/QcuI (4.9)
W3 Smia/SK р ■ (4.10).
и учтя, что Р(А)—это критерий эффективности производства W, окончательно получим
W^WCW э, (4.11)
где Wc, W3—комплексные показатели социальной и экономической эффективности производства воздушного транспорта соответственно.
Полученная модель устанавливает связь социальной и экономической эффективности. Однако в таком виде она неприемлема для управления эффективностью. Система управления эффективностью должна строиться на моделях, непосредственно отражающих основные слагаемые эффективности. Такими слагаемыми являются научно-технический прогресс, хозяйственный механизм и качество работы. В соответствии с этим критерий эффективности необходимо представить в виде системы трех критериев:
W = (Wm, WM, WK4), (4.12)
где Wrn —критерий уровня развития научно-технического прогресса; WXM — критерий уровня развития хозяйственного механизма; WK4 — критерий качества работы.
При анализе и управлении эффективностью производственный процесс рассматривают как динамично происходящий процесс приближения конечного результата производства к спросу (QKр-> —»-Qcn) • Определяющей характеристикой в этом процессе, очевидно, являются производственные возможности предприятия (отрасли) QnB, которые следует рассматривать в качестве нормативной ■ характеристики, соответствующей нормативным условиям производства, технического уровня и хозяйственного механизма. При
этом общее требование эффективности можно представить схематически
Q кр~Qnii—^Q сп •
Величина Q„B при интенсивном развитии производства определяется в основном возможностями научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. Поэтому повышение уровня Qnв и устремление его к величине Qcn следует связывать преимущественно с Wm и Wxм. Сближение производственных возможностей и конечного результата, т. е. наиболее полное использование всех производственных возможностей, также зависит от научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. Однако главным фактором здесь является качество работы.
Следовательно:
(И7-ГП. И7хм)<—) (QnB -► Qcn); |
(4.13) |
|
«7кч (—) (QkP ~Qiib)- |
(4.14) |
|
Чтобы разделить |
ЗОНЫ ВЛИЯНИЯ Win И WXM, отношение |
(4.13) |
представим как |
(Wтп, Wхм) (=> (QnB Qrn Qcn), |
где <2тп — условная характеристика, представляющая результат производства, обусловленный уровнем технического прогресса, при идеальном уровне хозяйственного механизма. Тогда; |
Гхи<=>(0пв-*<?гп); Г. гп<=>даш-^<?сп). (4.15)
В соответствии с формулами (4.14) и (4.15) обозначим:
~ І^С. ТП. = Qin/Qcn ІГс. хм = QnjQin, ^с. кч = Qicp/QiiB — (4.16)
Произведем формальные преобразования в выражении (4.9):
Wc — Qkp/Qcii = №кр/<?пв) (Qhb/Отп) (Qrn/Qcn)-
Отсюда с учетом обозначений (4.16) получим
= 1Гс. тп^с. хм^с. кч — (4.17)
Аналогичные преобразования модели (4.10) дают
W3 = Гэ. тп^э. хм^э. кч, . (4. 18)
где И^э. тп ~ ^тід/^тш ^э. хм = S[T/SnB’, W3’K4—SnB/SKp‘ Sm[n, STn, SnB, SKp<— соответственно себестоимость единицы Qcn. Огн. Qив. Qnp-
Подставив выражения (4.17) и (4.18) в исходное (4.11), полупим I Г,
W~WгпТ^хм^КЧ. (4.19)
где Wn = Гс. тп^э. тп; ^хм = І^с. хм^з. хи; І^КЧ = ^с. кч^э. кч.
Полученные зависимости позволяют управлять эффективностью производства на воздушном транспорте с помощью регулирования технического уровня, а также уровня хозяйственного механизма и качества работы во всех звеньях и на всех участках воздушного транспорта.